Афоризм

Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем. Торнтон Уайлдер.

четверг, 8 сентября 2011 г.


философия

Практическая работа профильного
 10 а класса по теме: Наука и философия. Работа творческих групп.
Итак, группа 1 работает над вопросом «Как возникла философия».
Группа 2 работает над вопросом «О чем мыслят философы».
Группа 3 работает над вопросом «Специфика философского знания».
Группа 4 работает над вопросом «Как философия помогает по­стигать общество».
Необходимо оставить ответы на вопросы в комментарии от каждой группы.
Материал для группы 1
Как возникла философия
Философия согласно этимологически-терминологическому определе­нию-переводу с древнегреческого есть «любовь к мудрости». Чаще всего ее определяют как «науку о всеобщих законах природы, общества и мыш­ления». Предполагают, что термин «философия» ввел Пифагор, считавший, что мудрость во всей полноте - достояние божественных сил, а смертный человек может лишь любить высшую мудрость и стремиться к ней. Тех, кто любит мудрость и стремится к ней, Пифагор и назвал философами. С этой точки зрения сущность философии состоит в извечной человеческой лю­бознательности, в потребности в совершенном знании. Причем, согласно данному пониманию философии, сама она не мудрость, а только искание мудрости, стремление к ней.
Как, где и почему возникла философия? Это особый и спорный во­прос, к которому обращаются в разные эпохи лучшие умы человечества. Они рассматривают конкретные исторические предпосылки, некоторые дофилософские формы мировоззрения (мифологию, первобытные культы и верования, мистицизм). Вот одна из версий.
Представьте себе, что, путешествуя во времени, мы встретили человека той эпохи, который, как это нередко бывает во времена больших перемен, сетует на порчу нравов. «Раньше, - сказал бы он нам, - знание сообщали боги, а теперь они молчат и люди сами ищут мудрость. Раньше тайны знания хранили жрецы, а теперь его носителями становятся люди разных сословий и о нем спорят, как о ценах на базаре. Если раньше добро, справедливость и благочестие вели друг друга за собой, то теперь умные и много знающие люди могут в то же время быть злыми и нечестивыми. Если раньше купцы считали, а мудрецы пророчествовали, то теперь все смешалось и мудрецы пытаются исчислить мир мерой и пропорцией, а ремесленники и купцы вместо богов предписывают миру законы». Так появился «мудрец». Он не жрец и не пророк, это один из греков, но глубже понимающий уроки повседневной жизни и формулирующий их в запоминающихся изречениях, например, Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю», Протагор: «Человек есть мера всех вещей», Из высказываний Семи мудрецов: «Ничего сверх меры», Пиндар: «Стань тем, что ты есть» и т. д. Тем самым мудрости стали придавать земное, а не небесное достоинство. Философия, следовательно, возникла не столько от избытка знаний, сколько от принципиального осознания их недостатка, на первое место был поставлен вопрос: «Что можно знать, если знание не дано извне?»
Ясно, что философия как особая форма общественного сознания возникла из потребности получить целостное, логически обоснованное, убедительное по обобщениям и выводам знание об окружающем мире. Это знание должно быть:
систематизированным по представлению о мире в целом и его частях;
логическим по способу обоснования;
максимально широким (всеобщим) по своим, выводам и результатам.
Системность, логическая обоснованность (непротиворечивость) и все­общность положений и выводов - это отличительные особенности фило­софского знания.
Изучение истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам зарождающейся цивилизации стали формироваться устойчивые формы прафилософии. Такими центрами при­даны Древняя Индия и Китай, Древний Египет, Древняя Греция и Рим.
Рождение философии происходило более двух с половиной тысяч нет назад.
Вопросы и задания к тексту группа 1
-     Что означает термин «философия»?
-     Кто ввел этот термин и кого называли философами в древ­ности?
-     Как, где и почему возникла философия?
-     Перечислите требования, которые выдвигают философы пе­ред знаниями?
-     Какие черты отличают философские знания?
Материал для группы 2
философ
О чем мыслят философы «Любовь к мудрости» - так переводится на русский язык философия. Просто, правда? Но кто же не любит мудрость? А если и не любит, то вряд ли в этом признается. Но ведь не все же люди - философы! Конечно, нет. И все-таки каждый из нас хочет знать и то, как устроен мир, и что собой представляют люди, хочет понять и себя, разобраться в законах, по которым идет вокруг него жизнь, - а всем этим занимается как раз философия. Зна­комство с философией каждого из нас начинается раньше, чем мы узнаем название данной науки. Не верите?. Давайте убедимся в этом.
Философия входит в каждую жизнь незаметно, постепенно, исподволь, в семейных разговорах, на уроках, в играх и спорах с товарищами, со стра­ниц детских книжек, из наблюдений за всем, что нас окружает. Прочитаем стихотворение С. Маршака «Мыльный пузырь»:
А был такой надменный,
Заносчивый такой!
Хвалился, что из пены
Родился он морской.
В нем столько красок было,
Была такая спесь,
А он - воды и мыла
Раздувшаяся смесь.
Его я не жалею...
По правде говоря,
Стихи о нем длиннее
Всей жизни пузыря! Разве это только о мыльном пузыре стихи? И разве только для детей они написаны? Эти стихи, говоря языком философских трудов, ставят и раз­бирают на конкретном примере проблему соотношения сущности вещи и ее обманчивой видимости.
За многими замечательными стихами так и закрепилось определение «философские». Есть такие произведения у Пушкина и Тютчева, Некрасова и Маяковского, у Блока и Есенина, Твардовского и многих современных поэтов - Бориса Слуцкого, Расула Гамзатова, Вадима Шефнера и других. Из чего твой панцирь, черепаха? Я спросил, и услыхал в ответ: Он из пережитого мной страха. Ничего прочнее в мире нет.
Б. В. Заходер Леонид Киселев, поэт, умерший совсем юным: Ну что ж, так исстари ведется: Бывают пятна и на солнце. Конечно, это неприятно, Но солнце - солнце даже в пятнах. Азербайджанский поэт прошлого века Мирза Шафи Вазех: Речь громкая умом порой не блещет, Речь тихая бывает речью вещей. Вращается неслышно круг судьбы, А колесо арбы гремит, скрежещет. Или вот вспомните рассказ «Горячий камень» Аркадия Гайдара. Нашел мальчик Ивашка Кудряшкин камень с надписью, обещавший тому, кто его разобьет, вторую молодость и еще одну жизнь «сначала». Но старик, которому Ивашка предлагает разбить этот камень, отвечает: «На что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно».
И уже от себя автор заключает, прикинув, не стоит ли ему самому вер­нуть молодость: «Э-э! - думаю, скажут, увидев меня помолодевшим, сосе­ди. - Вот идет: молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».
Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил, чтобы не тратить спичек, от горячего камня. И пошел прочь своей дорогой».
Перед нами - подлинно философская притча о смысле жизни. Ведь смысл жизни и есть один из главных вопросов, над которыми думали фи­лософы всех времен и народов.
А вот маленькое стихотворение Пушкина:
Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей. Это не только крошечная философская притча, оканчивающаяся фи­лософским вопросом-напоминанием к читателю, но и рассказ о конкретном случае, знаменитом в истории древнегреческой философии.
Таким образом, предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте содержания и смысла. Философия направлена на то, чтобы установить внутреннюю связь и единство состав­ных частей, элементов мира.
Философия обозначила те темы, к которым рано или поздно возвра­щаются мудрецы во все времена:
  Единое - природа всегда предстает познанию в виде отдельных яв­лений. Чтобы составить из этих частей целое, следует их каким-то образом связать. Философия дает большой спектр решений этой проблемы.
  Бытие - в поисках наиболее общих понятий философия обратила внимание на понятие бытия, которое позволяет обозначить в целом . все возможные миры. Философская дисциплина, рассматривающая общую структуру бытия, называется онтологией.
  Истина - «Что есть истина?» - этот вопрос всегда принадлежал к числу главных для философии. Философские дисциплины, занимающиеся теорией познания, называют гносеологией или эпистемологией.
  Добро - есть ли объективные законы добра? Оправдывает ли благая цель средства ее достижения? Могут ли добрые чувства заменить принцип долга? Совместимы ли долг и наслаждение? Есть ли то, что выше добра? Как соотносятся сила, право и добро? Философская дисциплина, изучающая эти вопросы, называется этикой. В рамках этики возникают и специальные теоретические ответвления, напри­мер, деонтология - наука о долге, аксиология - наука о ценностях.
■ Красота - сам феномен красоты уже требует философской разгадки: что это - внешняя форма? Внутренняя форма? Чувственный сигнал о возможной пользе? Приятное? Гармоничное? Философская дисци­плина, изучающая эти проблемы, называется эстетикой.
        Человек - проблема человека, по сути, является центром, к которо­му, как к городской площади, сходятся многообразные пути других философских размышлений. Философская антропология отвечает на следующие вопросы:
Из каких элементов состоит феномен человека?
- Что правит человеком - свобода или необходимость?
- Человек по отношению к обществу - это часть или целое?
- Что такое личность? Как должен относиться человек к смерти? Философия растворена в нашей жизни, как золото в морской воде, где
В каждой капле есть миллиардные доли грамма золота.
 Вопросы и задания к тексту группа 2
-     Проследите вашу взаимосвязь с философией с раннего детства.
-     Охарактеризуйте предмет философии.
-     Охарактеризуйте те философские темы, которые затрагивают ученые-философы.
-     Какая из них вас заинтересовала больше всего? Почему?
Вопросы и задания для группы 3
1.В чем особенность мышления философа?
2.Что отличает и сближает философию и науку? 
3.Какие науки помогают философии более глубоко рассмотреть интересующие ее проблемы?
4.Какие проблемы и почему относят к вечным вопросам фи­лософии?
5.В чем выражается плюрализм философской мысли?
6.Как вы понимаете выражение «философское знание много­слойно»?





ГВопросы и задания для группы 4
1.Что нового в понимание мира людей вносит философия?
2.Сравните процесс познания истины со стороны социолога, историка и философа и заполните таблицу.
3.Охарактеризуйте предмет социальной психологии.
4.Прокомментируйте высказывание СЛ. Франка: «Проблема социальной философии - вопрос, что такое собственно есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает».
5.Какие проблемы решает социальная психология? Какую из данных проблем вы считаете самой сложной, самой важной, самой легкой? Свой выбор объясните.




3 комментария:

  1. Мне нравится высказывание выдающегося древнегреческого философа Сократа:"Высшая мудрость - умение различать добро и зло." В этом изречении заложен глубокий философский смысл и один из принципов морали. С ранних лет ребенку стараются привить умение понимать "что такое хорошо, что такое плохо".Или, например, мои родители мне всегда говорили:"Правило счастливого человека - не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней." Это правило является моим жизненным кредо. Разве это не философия? В дальнейшем перед человеком встают другие важные вопросы. Как достойно прожить свою жизнь? Что важнее - быть человеком чести или уметь приспосабливаться, "лавировать"? Что лучше - жить сегодняшним днем или постоянно думать о будущем? Философия помогает разобраться в этих и многих других вопросах.
    С возрастом человек начинает задумываться:"Что такое бытие? Если жизнь после смерти? Стоит ли её бояться?". И здесь на помощь приходит философия.
    Предметом философии является все сущее во всей полноте содержания и смысла.
    Широк спектр вопросов, рассматриваемых философией. Её темы вечны. Бытие, истина, добро, человек, красота - вот вопросы, к которым возвращаются все философы.
    Мне интересна тема, связанная с человеком, его сущностью. Человек, как известно, существо сложное и противоречивое. Почему в одинаковой ситуации люди поступают по-разному? Что движет человеком: чувства, страсти, желания или же разум? Почему одни придерживаются моральных норм, а для других они не играют никакой роли?На эти вопросы дает ответы философия.
    "Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук."Дж. Локк.

    ОтветитьУдалить
  2. Первая группа.
    1)Философия с древнегреческого любовь к мудрости. Но так же это наука о всеобщих законах природы, общества и мыш­ления.Еще говорили, что философия - не мудрость, а только искание мудрости, стремление к ней.
    2) Считают что термин философия ввел Пифагор, считавший, что мудрость во всей полноте - достояние божественных сил, а смертный человек может лишь любить высшую мудрость и стремиться к ней. Философами называли тех, кто любит мудрость и стремится к ней.Так же Философами в древности называли людей, занятых накоплением разнообразных знаний, углубленных в размышления, в поиски истины.
    3)Сначала рассматривали конкретные исторические предпосылки, некоторые дофилософские формы мировоззрения (мифологию, первобытные культы и верования, мистицизм). В дальнейшем появляются мудрецы, которые формулировали изречения повседневной жизни, например, Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю».Тем самым мудрости стали придавать земное, а не небесное достоинство. Философия, следовательно, возникла не столько от избытка знаний, сколько от принципиального осознания их недостатка.Еще философия как особая форма общественного сознания возникла из потребности получить целостное, логически обоснованное, убедительное по обобщениям и выводам знание об окружающем мире. Рождение философии происходило более двух с половиной тысяч нет назад.
    4)требования:
    систематизированным по представлению о мире в целом и его частях;
    логическим по способу обоснования;
    максимально широким (всеобщим) по своим, выводам и результатам.
    5)Черты отличия- Системность, логическая обоснованность (непротиворечивость) и все­общность положений и выводов.

    ОтветитьУдалить
  3. 1. Для меня, философия с самого начала возникает как критика тех способов понимания мира, которые задаются здравым смыслом и определённой культурой. Я думаю, она лишь подтверждает или опровергает устоявшееся мнение человека, о конкретной ситуации. Если провести параллель о создании мира, то у каждого найдется своя версия. Одни солидарны с теорией Дарвина, другие считаю Иисуса всевышним творцом, третьи, проводя опыты, пытаются доказать что нас создали инопланетяне. Я веду к тому, что прочитав труды великих ученых древности, человек врятли изменит веру, или начнет думать по-другому… Он лишь примет к сведению предположения ученых, и узнает мнение человека, жившего тысячелетия назад. Хотя, как знать?

    2. Истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, в религии. В философии, понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности. Историки, я думаю, под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости, т.е. для историков это конкретный факт, или точная дата. А в социологии, с одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью.

    3. Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы. Обычными словами, — это наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. Мне кажется, это очень важный раздел в психологии. Человек постоянно находится в обществе, будь это школа, институт, ансамбль. В коллективах не исключены конфликты, а данный раздел может предотвратить их. Конечно, школа это самая безобидная ячейка общества, но и в ней могут случаться потасовки. Поэтому, в СОШ №1 работают целых три психолога, которые помогут тебе, когда у тебя проблемы личного характера.

    4. Высказывание очень интересное, и прокомментировать его будет не просто. В моем понятии общество, это все люди, которые меня окружают: моя семья, одноклассники, продавцы, члены правопорядка, учителя, водители транспорта… Это те, с кем я контактирую в течение целого года. Следующий вопрос – «Какое значение оно имеет в жизни человека?». Каждая группа, для меня имеет особое значение. Безусловно, семья, это те, кто меня всегда поддержит. Одноклассники, друзья это те, с кем я общаюсь, провожу свободное время. С остальными группами людей, я общаюсь реже, поэтому не могу сказать, какое место они занимают в моей жизни. Если говорить в целом, то значения для каждого своё – одни боятся полиции, из-за того что нарушают закон, вторые не общаются с родителями, в виду каких то причин, третьи, поставляют товар в магазины, и ведут разговор с продавцами каждый день. Все зависит от человека, и его манеры жить. Третья часть – «В чем его истинное существо, и к чему оно нас обязывает?». А разве кто-то может судить, то истина, а что нет?! В чем правда, а в чем ложь?! Мнение каждого человека субъективно. Я думаю, что любое общество обязывает нас к правопорядку, уважению. Или простыми словами, к хорошему отношению.

    5. Социальная психология решат 4 проблемы:
    А) Социальную проблему личности;
    Б) Социальную проблему общностей и общения;
    В) Проблему в социальных отношениях;
    Г) Проблему в форме духовной деятельности.

    Трудно определить самую сложную, я выберу самую основную, так сказать основу. Это вариант под буквой «А». Если вдуматься, то все неприятности идут от конкретной личности. Нам представлены множество случаев в нашей истории, когда под давлением вождей, рушились идеалы людей. Хрущев – призывал к атеизму, ломая храмы. Сталин после войны перестрелял всех ветеранов, дабы русский народ не возгордился своей победой. Из-за проблемы личности, возникают и все остальные.

    ОтветитьУдалить