Задания на составление
Отдельно
следует остановиться на задании, введенном в экзамен в 2010 году, — задании С8.
Оно требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме
обществоведческого курса. Выполнение этого задания предполагает
1)
корректность
формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; -
2) полноту отражения
основного содержания в плане; .
3)
соответствие
структуры предложенного ответа плану сложного типа.-.
Основным
условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно
объёмное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого
материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных
знаний, получаемых из СМИ.
При
выполнении задания выпускникам предстоит:
а) с одной стороны, в заданной
формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику
презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана.
52;f'
- Глааа 2. Задания на составление сложного плана
развернутогэответа.позаданной теме
При
составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:
•
представьте содержание
обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему;
•
разделите это содержание на
смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
• озаглавьте
каждую часть; ' *
•
в кавдой части выделите
несколько положений, развивающих главную мысль;
•
проверьте, не совмещаются ли
пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим,
полностью ли отражено в них основное содержание темы;
• в
случае необходимости внесите корректировки;
•
помните, что план должен
охватывать основное, содержание темы;
•
в заголовках (пунктах и
подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.
При
составлении сложного плана развёрнутого ответа учащиеся могут воспользоваться
универсальным'алгоритмом:
1.
Понятие, сущность...
2.
Характерные черты, основные
принципы
3.
Специфические признаки....
4.
Важнейшие задачи, основные
функции...
5.
Формы, типы, виды,
классификации ...
6.
Структура... .
7.
Основные этапы, стадииiразвития....
-
8.
Особенности
развития,...
9.
Тенденции развития в
современном мире, в,РФ
2.2.
Задания
1.
Вам поручено подготовить
развернутый ответ по проблеме «Биологическое и социальное в человеке».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
2.
Вам предстоит выступить на
школьной конференции она тему «Деятельность человека в ее многообразии».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
, 3. Вам
необходимо написать реферат на тему «Общение как фор- ма межличностных
взаимодействий». Составьте план, в соответствии с которым вы будете ее
освещать.
4.
Для выступления на
семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему
«Межличностные конфликты и способы их разрешения». Составьте план, в
соответствии с которым вы будете освещать эту тему. '
5.
Вам поручено подготовить
доклад на тему «Познание человеком мира и самого себя»,. Составьте план, в
соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
6. Вы
готовитесь к зачету по обществознанию на тему «Социализация йндивида».
-Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. - , s
7.
Вам поручено написать статью
в школьную газету на тему «Наука в жизни современного общества». Составьте
план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
8.
Вам поручено подготовить
развернутый ответ на тему «Религия как форма духовной культуры». Составьте
план, в соответствиис которым вы будете освещать эту тему. -
9.
Вам необходимо написать
творческую работу на тему «Образование'как социальная ценность». Составьте
план, в соответствий с которым вы будете освещать эту тему.
10.
Вы являетесь участником
конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему
«Многовариантность и движущие силы развития общества». Составьте план, в
соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
53
|
12.
Вам поручено написать статью
в школьную газету на тему «Общественный прогресс». Составьте план, в
соответствии с которым вы будете освещать эту тему.Вам
поручено подготовить развернутый ответ на тему «Мораль как регулятор социальных
отношений». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
13. Вы
являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с
докладом на тему «Предпринимательство в экономике». Составьте план, в'
соответствии с которым вы будете освещать эту тему. ' 1 •
14.
Вам необходимо написать творческую
работу на тему «Политический процесс в современном обществе»; Составьте план,
в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
15.
Вам предстоит выступить на школьной
конференции на тему «Налоги в Российской Федераций». Составьте план, в
соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
16.
Вам поручено подготовить развёрнутый
ответ на тему «Система российского права». Составьте план, в соответствии с
которым вы будете освещать эту тему.
17.
Вам поручено подготовить развернутый
ответ на тему «Конституция РФ — основной закон общества и государства».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
18. Вам
поручено' подготовить развернутый ответ на тему «Государство в рыночной
экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту
тему.
Ответ
к заданию 1.*
|
*
Отпет к заданию Ш1 представляет собой образец оценивания задания
С8 на ЕГЭ (согласно демонстрационному варианту, размещенному на www.fipi.ru) по
критериям с указанием баллов.
|
Содержание
верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки, не
искажающие его смысл)
|
Баллы
|
Один из вариантов раскрытия данной темы:
1. Наиболее
распространенные теории происхождения человека:
а) религиозная
б) эволюционная
теория Ч. Дарвина
в) трудовая
теория Ф. Энгельса
2. Основные
подходы ученых к определению понятия «человек».
3. Биосоциальная
природа человека:
а) человек
— часть природы
б) человек
— существо общественное
4. Взаимосвязь и
взаимовлияние биологического и социального в человеке.
|
|
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки
пунктов плана.
|
|
Формулировки
пунктов плана корректны. В совокупности пункты' плана охватывают основные
аспекты темы и раскрывают ее в определенной последовательности
|
3
|
Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные существенные для
данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается
последовательно. ИЛИ
Формулировки
пунктов плана корректны. В совокупности пунк-: ты плана охватывают основные
аспекты темы, но не представлены в определенной, адекватной теме,
последовательности.
|
2
|
Отдельные
формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного
раскрытия темы план не дает.
|
1
|
Формулировки
пунктов плана не соответствуют теме. • - - ИЛИ
Ответ
неправильный.
|
0
|
Максимальный балл
|
3
|
Ответ
к заданию 2.
I.
Деятельность как способ человеческого бытия.
II.
Специфические особенности человеческой деятельности.
III.
Структура деятельности:.
1)
субъект
2)
объект
3)
цель
4)
средства
5)
результат
IV. Мотивы
деятельности. - ' " ,
V.Два
основных типа деятельности:
1)
практическая деятельность
2) духовная
деятельность - ...
VI. Ведущие
виды деятельности,в жизни человека:
1)
игра
2) учение "
■ . -
3)
.трУД
I.
Понятие и специфические признаки общения.
II.
Функции общения в формировании и развитии человека.
III.
Общение как субъект-субъектное взаимодействие.
IV.Типы субъектов
общения:
1)
'реально существующие
субъекты
2)
иллюзорные партнеры •
3)
воображаемые партнеры
V.
Средства общения.
VI.
Виды общения:
1)
непосредственное и опосредованное.
2) прямое
и-косвенное 1 - -
VII.
Факторы, способствующие успешному общению: .
1)
взаимопонимание
2)
солидарность
3)
толерантность
Ответ к заданию 4.,.
[. Понятие и специфические
особенности межличностного конфликта.
II. Участники
конфликта.
III. Причины
возникновения межличностного конфликта. •
IV. Повод для
конфликта. . . . . '
V. Основные
концепции, раскрывающие сущность конфликта.
VI. Функции
конфликтов.
VII. Виды
межличностных конфликтов.
Villi Факторы, влияющие на успешное разрешение межличностных кон-
' -фликтов. .
-
IX. Взаимосвязь межличностных конфликтов с другими видами социальных
конфликтов.
I.
Познание как форма адекватного отражения действительности.
II.
Структура познания:
1)
субъект познания
2)
объект познания
3)
результат познания 1
1)
агностицизм
2)
скептицизм
3)
гностицизм
Формы познания: . . i
1)
чувственное (ощущение, восприятие, представление)
2)
рациональное (понятие, суждение, умозаключение) -
V.
Виды познания:
1)
научное и ненаучное познание
2)
религиозное, мифологическое, художественное, познание
VI.
Методы познания человеком мира и самого себя.
VII. Многообразие форм
человеческого знания.
Ответ к
заданию 6.
I.
Понятие социализации.
II.
Задача и функция социализации.
III.
Соотношение понятий «социализация» и «воспитание».
IV. Виды
социализации: , ,,
•
1)
первичная
2)
вторичная
V.
Факторы, способствующие успешной социализации:
1)
агенты' социализации
2)
социальные лифты
3) социально-экономические
и политические условия
Ответ к
заданию'7. .
I.
Понятие науки:
1)
наука как социальный институт
2) наука как отрасль
духовного производства . ,
3)
наука как особая система знаний
II. Виды науки: -
' - 1) фундаментальные науки
- 2) прикладные науки.
3) классификация наук в
зависимости от предмета и метода познания
III.
Специфические признаки науки.
IV.
Функции современной науки:
1)
культурногмировоззренческая
2)
познавательно-объяснительная
3)
прогностическая
4)
интеграционная '
' 5) социальная *
6) производственная
V.
Развитие науки.
VI.
Особенности научной картины мира.
Ответ к заданию 8.
I.
Понятие религии, ее особенности.
II.
Причины возникновения религии.
III.
Значение, роль и функции религии в обществе.
IV.
Формы религии: 1
1)
ранниерелигиозные верования, язычество •
• '
■2)
политеизм 3) монотеизм
V. Основные
мировые религии: -
1) буддизм v
2)
христианство
3)
ислам
VI.
Национальные религии:
1)
иудаизм
2)
синтоизм
VII.
Взаимосвязь религии с моралью и правом.
VIII.
Свобода совести и вероисповеданий.
IX. Государство и
религия.
Ответ к заданию
9.
I. Основные подходы ученых к
определению понятия образования. И. Специфические черты, характеризующие
образование постиндустриальной эпохи:
1)
создание единого мирового образовательного процесса v
2) гуманизация
образования . ' • -
3)
гуманитаризация образования
4)
информатизация образования ■
5)
всеобщность и доступность
образования
III: Образование как социальный институт
общества, его роль в социализации индивидов. , I
IV. Структура
системы образования в РФ:
1)
дошкольное
2)
общее
3)
профессиональное
4)
дополнительное
V. Основные проблемы
в развитии современного1 образования, v ■J ■
Ответ к заданию 10.
I. Источники и
движущие силы развития общества:
1)
преобразовательная деятельность людей
2)
природно-климатические условия
3)
выдающиеся личности
II. Понятия
«прогресс» и «регресс» в развитии общества.
III. Современные
подходы к развитию общества: 1) формационныи подход
2)
стадиально-цивилизационный подход
3)локально-цивилизационный
подход IV. Формы социального изменения:
1)
эволюция
2) революция
I. Основные
подходы к пониманию сущности общественного прогресса:
1)
античные мыслители об умственном прогрессе
2)
средневековое представление'о прогрессе как необходимом условии
достижения морального идеала (Царства Божия на земле)
3)
эпоха Возрождения— понимание-прогресеакак усиления власти человека
над природой -
4)
Новое время ^ идея политического прогресса и его противоречивости ■ ,
5)
XIX век — эволюционная теория прогресса -
6)современное
понимание прогресса И. Критерии общественного прогресса:
'1) способность человечества
противоетоятьгсаморазрушению (энтропии) • -
2) увеличение
степени свободы человека, его способности к творчеству, самовыражению j ' » - '
3)
степень реализации счастья как основного смысла человеческого
существования- - ■ >
4)
социально-экономический уровень жизни-
III.
Противоречивость общественного прогресса.
IV.
Движущие силы и факторы, оказывающие влияние на общественный прогресс.
I.
Понятие морали как формы общественного сознания.--
II.
Развитие норм морали:
1)
табу
2) обычай ч
3) традиция -
4)
моральные правила "
IIL Основные подходы к вопросу о
происхождении морали^-
IV.
Соотношение морали и нравственности.
V.
Соотношение морали и права:
1)
общее
2)
различное
VI.
Важнейшие функции морали в обществе:
1)
регулятивная
2)
ненностно-ориентацио'нная
3)
мотивационная
VII. Нравственная
культура личности: „
VIII. Важнейшие
принципы современной нравственной культуры.
Ответ к
заданию 13.
I.
Понятие предпринимательства как, неотъемлемого элемента рыночной
экономики.
II.
Специфические признаки предпринимательской деятельности: -
1)
инициативный характер-
2)
создание чего-либо нового, обладающего определенной ценностью
3)
направлено на получение прибыли
4)
это деятельность на свой страх и риск
III.
Субъекты предпринимательства:
1)
предприниматель — собственник имущества
2) предприниматель-менеджер „
IV Условия
успешного развития предпринимательства: ; ; г-■
1) наличие
свободы предпринимательской деятельности > - . 2) наличие конкуренции
3)
определенность нормативно-правовой базы предпринимательства
4)
признание и защита права собственности и других вещных прав
V.
Организационно-правовые формы
осуществления предпринимательской деятельности в Р<&: 1 ' <
1)
хозяйственные товарищества
(полное, коммандитное)
2) хозяйственные
общества (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО)
3) производственный
кооператив (артель) - -
4) государственные
предприятия • ■ ;
5) унитарные
предприятия ,
VI. Малое
предпринимательство и индивидуально-трудовая деятельность.
Ответ к заданию 14.
I. Понятие
политического процесса как совокупности видовполитической деятельности
субъектов. . ■ - ,
II. Субъекты
политического процесса. ■
- ,
III. Стадии
политического процесса:
1)
выявление и согласование
интересов
2) формирование
цели и программы деятельности
3) реализация
программы деятельности социально-политических общностей ■ -
1 4)
контроль за реализацией, оценка результатов; определение ответственности
IV. Понятие
и специфические черты политической деятельности:
1) ориентация
действий на проблемы всего общества >
2)
использование политической власти как главного средства осуществления
целей
3)
основным институтом решения проблем выступает государство
V.
Политические компромиссы.
VI. Политическая
борьба как противостояние интересов политических субъектов:
1)
виды: революционная и реформаторская
2)
формы политической борьбы
VII , Основные тенденции в
развитии политического процесса в современной России.
Ответ
к заданию 15. t
I. Положение
Конституции РФ об обязанности платить установленные законом налоги и сборы. » ,. .
II.
Понятие налога и сбора в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
III.
Объекты налогообложения.
IV.
Налоговая база.
V.
Налоговые ставки:
1) твердая' • '
2)
пропорциональная (прогрессивная, регрессивная) ■ .
VI.
Функции налогов: •
1)
фискальная (аккумуляция средств в бюджет)
2)
регулирующая (стимулирование илиторможение.производства тех или иных
товаров)
3) контролирующая
(наблюдение за деятельностью экономических субъектов) ' ' - - . - '
4)
социальная (перераспределительная) 4
5)
экономическая (стимулирование развития экономики, активизация
предпринимательской1 деятельности за счет ослабления налогового
бремени)
VII.
Принципы налогообложения:
1)
равномерность
2) определенность^ - "
>
3)
простота и удобство взимания для налогоплательщиков
4)
умеренность
VIII.
Основные виды налогов:
1) по субъекту
налогообложения (с физических лиц, с юридических лиц) - 1 4
2)
по механизму формирования (прямые и косвенные)
3)
по источникам обложения (налоги с заработанных доходов, с находящихся
в собственности ресурсов)
IX.
Налоговая система в РФ. j
X.
Основные направления налоговой реформы в РФ.
Ответ к
заданию 16.
I.
Понятие системы права.
II.
Источники права.
III.
Структурные элементы системы права: 1) норма права и ее структура
2)
институты права
3)
отрасли права
IV. Деление
системы права: ,
1) публичное
право (конституционн.ое^уголовное,.административное и т.д.) . . ,
2)
частное право (гражданское,
семейное)
V. Основные
принципы системы российского права.
VI. Основные
тенденции развития системы российского права.
I:Понятие
Конституции РФ.-.
II.
Юридические признаки Конституции Рф как Основного закона. s
III.
Особые свойства Конституции РФ: ^.учредительный характер
2)
особый субъект принятия — многонациональный народ РФ
3)
прямое действие
4)
верховенство по отношению к другим нормативно-правовым актам
5)
особая степень защиты
IV.
„Структура Конституции:, ■ 1) преамбула
- 2) основы
конституционного строя РФ, ,
.
3)
права и свободы человека и гражданина
4)
федеративное устройство
5)
Президент РФ
6)
Федеральное Собрание РФ
7)
Правительство РФ
В) судебная
власть РФ . .
V.
Местное самоуправление.
VI.
Конституционные поправки и пересмотр Конституции.-
VII. Значение
Конституции РФ в правовой системе РФ..
Ответ к
заданию 18.
I.
Рыночная экономика: понятие, специфические признаки.
II.
Сильные и слабые стороны рынка.
III.
Экономические функции любого государства:
1)
бюджетно-налоговая политика
2)
кредитно-денежная политика
3)
социальная политика
IV.
Основные концепции государственного регулирования экономики:
1)
монетаризм
2) кейнсианство ..
, -
http://arkadiyzaharov.ru/studentu/sociologiya/#comment-575
ОтветитьУдалитьПример онлайн-викторины http://electra.incro.ru/testing/game/Gamer.swf?test=123
ОтветитьУдалитьСпасибо
ОтветитьУдалить