Афоризм

Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем. Торнтон Уайлдер.

воскресенье, 1 апреля 2012 г.

составление сложного плана развернутого ответа по заданной теме


Задания на составление
Отдельно следует остановиться на задании, введенном в экзамен в 2010 году, — задании С8. Оно требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Выполнение этого задания предполагает
1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;          -
2) полноту отражения основного содержания в плане; .
3)  соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.-.
Основным условием выполнения данного задания является си­стемное, глубокое, достаточно объёмное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а так­же знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, опе­ративных знаний, получаемых из СМИ.
При выполнении задания выпускникам предстоит:
а)          с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б)         с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана.
52;f' - Глааа 2. Задания на составление сложного плана развернутогэответа.позаданной теме
При составлении сложного плана можно воспользоваться следую­щими рекомендациями:
    представьте содержание обществоведческого курса, раскрываю­щее предложенную тему;
    разделите это содержание на смысловые части, выделив в каж­дой из них главную мысль;
    озаглавьте каждую часть; '                                       *
    в кавдой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
    проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, свя­зан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
    в случае необходимости внесите корректировки;
    помните, что план должен охватывать основное, содержание темы;
    в заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повто­рять сходные формулировки.
При составлении сложного плана развёрнутого ответа учащиеся могут воспользоваться универсальным'алгоритмом:
1.      Понятие, сущность...
2.      Характерные черты, основные принципы
3.      Специфические признаки....
4.      Важнейшие задачи, основные функции...
5.      Формы, типы, виды, классификации ...
6.      Структура...                                                      .
7.      Основные этапы, стадииiразвития.... -
8.    Особенности развития,...
9.      Тенденции развития в современном мире, в,РФ
10. Значение ... в развитии общества, личности-
2.2. Задания
1.   Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соот­ветствии с которым вы будете освещать эту тему.
2.   Вам предстоит выступить на школьной конференции она тему «Деятельность человека в ее многообразии». Составьте план, в соот­ветствии с которым вы будете освещать эту тему.
, 3. Вам необходимо написать реферат на тему «Общение как фор- ма межличностных взаимодействий». Составьте план, в соответствии с которым вы будете ее освещать.
4. Для выступления на семинарском занятии вам нужно подгото­вить развернутый ответ на тему «Межличностные конфликты и спо­собы их разрешения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.      '
5.   Вам поручено подготовить доклад на тему «Познание челове­ком мира и самого себя»,. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
6.   Вы готовитесь к зачету по обществознанию на тему «Социа­лизация йндивида». -Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. -                   ,                   s
7.  Вам поручено написать статью в школьную газету на тему «Нау­ка в жизни современного общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
8.  Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Религия как форма духовной культуры». Составьте план, в соответствиис ко­торым вы будете освещать эту тему. -
9.   Вам необходимо написать творческую работу на тему «Обра­зование'как социальная ценность». Составьте план, в соответствий с которым вы будете освещать эту тему.
10.  Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему «Многовариантность и движущие силы развития общества». Составьте план, в соответ­ствии с которым вы будете освещать эту тему.
53
12. Вам поручено написать статью в школьную газету на тему «Об­щественный прогресс». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Мораль как регулятор социальных отношений». Составьте план, в соответ­ствии с которым вы будете освещать эту тему.
13. Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему «Предпринимательство в экономике». Составьте план, в' соответствии с которым вы будете освещать эту тему.       '          1
14.  Вам необходимо написать творческую работу на тему «Поли­тический процесс в современном обществе»; Составьте план, в соот­ветствии с которым вы будете освещать эту тему.
15.  Вам предстоит выступить на школьной конференции на тему «Налоги в Российской Федераций». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
16. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Систе­ма российского права». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
17.  Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Кон­ституция РФ — основной закон общества и государства». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
18.  Вам поручено' подготовить развернутый ответ на тему «Госу­дарство в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Ответ к заданию 1.*
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки, не искажающие его смысл)
Баллы
При анализе ответа учитываются:
        корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения йысли; ■
        отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.


* Отпет к заданию Ш1 представляет собой образец оценивания задания С8 на ЕГЭ (согласно демонстрационному варианту, размещенному на www.fipi.ru) по критериям с указанием баллов.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки, не искажающие его смысл)
Баллы
Один из вариантов раскрытия данной темы:
1. Наиболее распространенные теории происхождения человека:
а) религиозная
б) эволюционная теория Ч. Дарвина
в) трудовая теория Ф. Энгельса
2.  Основные подходы ученых к определению понятия «человек».
3.  Биосоциальная природа человека:
а) человек — часть природы
б) человек — существо общественное
4.  Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формули­ровки пунктов плана.

Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты' плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают ее в опре­деленной последовательности
3
Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные существен­ные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается последовательно. ИЛИ
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пунк-: ты плана охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определенной, адекватной теме, последовательности.
2
Отдельные формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не дает.
1
Формулировки пунктов плана не соответствуют теме. • - - ИЛИ
Ответ неправильный.
0
Максимальный балл
3

Ответ к заданию 2.
I.  Деятельность как способ человеческого бытия.
II.  Специфические особенности человеческой деятельности.
III.   Структура деятельности:.
1) субъект
2)  объект
3)  цель
4)  средства
5) результат

IV. Мотивы деятельности. - '                                   "                   ,
V.Два основных типа деятельности:
1) практическая деятельность
2) духовная деятельность                             -                          ...
VI. Ведущие виды деятельности,в жизни человека:
1)             игра
2)  учение                                                                   " ■                       . -
3)        .трУД
I.  Понятие и специфические признаки общения.
II.  Функции общения в формировании и развитии человека.
III.  Общение как субъект-субъектное взаимодействие.
IV.Типы субъектов общения:
1)                        'реально       существующие субъекты
2)  иллюзорные партнеры •
3)  воображаемые партнеры
V. Средства общения.
VI. Виды общения:
1) непосредственное и опосредованное.
2)  прямое и-косвенное                      1                                            - -
VII.  Факторы, способствующие успешному общению: .
1) взаимопонимание
2)  солидарность
3)        толерантность
[. Понятие и специфические особенности межличностного конфликта.
II.  Участники конфликта.
III.  Причины возникновения межличностного конфликта. •
IV. Повод для конфликта.                     . .                  . .                       '
V. Основные концепции, раскрывающие сущность конфликта.
VI. Функции конфликтов.
VII.  Виды межличностных конфликтов.
Villi Факторы, влияющие на успешное разрешение межличностных кон-
' -фликтов.                                                                      . -
IX. Взаимосвязь межличностных конфликтов с другими видами социаль­ных конфликтов.
I.  Познание как форма адекватного отражения действительности.
II.  Структура познания:
1) субъект познания
2)  объект познания
3)  результат познания 1
1) агностицизм
2)  скептицизм
3) гностицизм
         Формы познания:                           .               . i
1) чувственное (ощущение, восприятие, представление)
2)  рациональное (понятие, суждение, умозаключение) -
V. Виды познания:
1) научное и ненаучное познание
2)  религиозное, мифологическое, художественное, познание
VI.  Методы познания человеком мира и самого себя.
VII.  Многообразие форм человеческого знания.
Ответ к заданию 6.
I.  Понятие социализации.
II.   Задача и функция социализации.
III.  Соотношение понятий «социализация» и «воспитание».
IV. Виды социализации: ,                                                                      ,, •
1) первичная
2)  вторичная
V. Факторы, способствующие успешной социализации:
1) агенты' социализации
2)  социальные лифты
3)  социально-экономические и политические условия
Ответ к заданию'7. .
I.  Понятие науки:
1) наука как социальный институт
2) наука как отрасль духовного производства .                                ,
3)  наука как особая система знаний
II.   Виды науки:                                                                         - ' - 1) фундаментальные науки
- 2) прикладные науки.
3) классификация наук в зависимости от предмета и метода познания
III.  Специфические признаки науки.
IV.  Функции современной науки:
1) культурногмировоззренческая
2)  познавательно-объяснительная
3)  прогностическая
4)  интеграционная '
' 5) социальная                                     *
6) производственная
V. Развитие науки.
VI.  Особенности научной картины мира.
Ответ к заданию 8.
I.  Понятие религии, ее особенности.
II.   Причины возникновения религии.
III.  Значение, роль и функции религии в обществе.
IV. Формы религии: 1
1) ранниерелигиозные верования, язычество                                • • '
■2) политеизм 3) монотеизм
V. Основные мировые религии: -
1) буддизм                      v
2)  христианство
3)                    ислам
VI.  Национальные религии:
1) иудаизм
2)  синтоизм
VII.   Взаимосвязь религии с моралью и правом.
VIII.   Свобода совести и вероисповеданий.
IX.  Государство и религия.
Ответ к заданию 9.
I. Основные подходы ученых к определению понятия образования. И. Специфические черты, характеризующие образование постиндустри­альной эпохи:
1) создание единого мирового образовательного процесса v
2)  гуманизация образования                         .                '                       • -
3)  гуманитаризация образования
4)  информатизация образования ■
5)  всеобщность и доступность образования
III: Образование как социальный институт общества, его роль в социали­зации индивидов.               ,               I
IV. Структура системы образования в РФ:
1) дошкольное
2)                    общее
3)  профессиональное
4) дополнительное
V. Основные проблемы в развитии современного1 образования, v J
Ответ к заданию 10.
I.  Источники и движущие силы развития общества:
1) преобразовательная деятельность людей
2)  природно-климатические условия
3)  выдающиеся личности
II.   Понятия «прогресс» и «регресс» в развитии общества.
III.  Современные подходы к развитию общества: 1) формационныи подход

2)  стадиально-цивилизационный подход
3)локально-цивилизационный подход IV. Формы социального изменения:
1) эволюция
2) революция
I. Основные подходы к пониманию сущности общественного прогресса:
1) античные мыслители об умственном прогрессе
2)  средневековое представление'о прогрессе как необходимом условии достижения морального идеала (Царства Божия на земле)
3) эпоха Возрождения— понимание-прогресеакак усиления власти че­ловека над природой -
4)  Новое время ^ идея политического прогресса и его противоречиво­сти ■ ,
5) XIX век — эволюционная теория прогресса -
6)современное понимание прогресса И. Критерии общественного прогресса:
'1) способность человечества противоетоятьгсаморазрушению (энтро­пии) •    -
2)  увеличение степени свободы человека, его способности к творчеству, самовыражению j '            » - '
3)  степень реализации счастья как основного смысла человеческого существования- - ■ >
4)  социально-экономический уровень жизни-
III.   Противоречивость общественного прогресса.
IV.   Движущие силы и факторы, оказывающие влияние на общественный прогресс.
I.   Понятие морали как формы общественного сознания.--
II.   Развитие норм морали:
1)              табу
2)  обычай                        ч
3) традиция                      -
4)  моральные правила "
IIL Основные подходы к вопросу о происхождении морали^-
IV. Соотношение морали и нравственности.
V. Соотношение морали и права:
1) общее
2)  различное
VI.  Важнейшие функции морали в обществе:
1) регулятивная
2) ненностно-ориентацио'нная
3)  мотивационная
VII.  Нравственная культура личности:                      
VIII.   Важнейшие принципы современной нравственной культуры.
Ответ к заданию 13.
I.  Понятие предпринимательства как, неотъемлемого элемента рыночной экономики.
II.  Специфические признаки предпринимательской деятельности: -
1) инициативный характер-
2)  создание чего-либо нового, обладающего определенной ценностью
3) направлено на получение прибыли
4)  это деятельность на свой страх и риск
III.  Субъекты предпринимательства:
1) предприниматель — собственник имущества
2)  предприниматель-менеджер                        
IV Условия успешного развития предпринимательства: ; ; г-■
1) наличие свободы предпринимательской деятельности > - . 2) наличие конкуренции
3) определенность нормативно-правовой базы предпринимательства
4)  признание и защита права собственности и других вещных прав
V. Организационно-правовые формы осуществления предприниматель­ской деятельности в Р<&:        1 ' <
1) хозяйственные товарищества (полное, коммандитное)
2) хозяйственные общества (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО)
3) производственный кооператив (артель)                  - -
4)  государственные предприятия                                         ■ ;
5) унитарные предприятия ,
VI.  Малое предпринимательство и индивидуально-трудовая деятельность.
Ответ к заданию 14.
I.  Понятие политического процесса как совокупности видовполитической деятельности субъектов. .   ■ -           ,
II.  Субъекты политического процесса.                     ■ - ,
III.  Стадии политического процесса:
1) выявление и согласование интересов
2)  формирование цели и программы деятельности
3) реализация программы деятельности социально-политических общ­ностей     ■ -
1 4) контроль за реализацией, оценка результатов; определение ответ­ственности
IV. Понятие и специфические черты политической деятельности:
1) ориентация действий на проблемы всего общества                     >
2)  использование политической власти как главного средства осущест­вления целей
3) основным институтом решения проблем выступает государство
V.    Политические компромиссы.

VI. Политическая борьба как противостояние интересов политических субъектов:
1) виды: революционная и реформаторская
2)  формы политической борьбы
VII , Основные тенденции в развитии политического процесса в современ­ной России.
Ответ к заданию 15.                                                                                 t
I.  Положение Конституции РФ об обязанности платить установленные законом налоги и сборы.          » ,. .
II.  Понятие налога и сбора в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
III.   Объекты налогообложения.
IV. Налоговая база.
V. Налоговые ставки:
1) твердая' •                                          '
2)  пропорциональная (прогрессивная, регрессивная) ■ .
VI.  Функции налогов: •
1) фискальная (аккумуляция средств в бюджет)
2)  регулирующая (стимулирование илиторможение.производства тех или иных товаров)
3)  контролирующая (наблюдение за деятельностью экономических субъектов) ' ' -          - . -          '
4)  социальная (перераспределительная) 4
5)  экономическая (стимулирование развития экономики, активизация предпринимательской1 деятельности за счет ослабления налогового бремени)
VII. Принципы налогообложения:
1) равномерность
2)  определенность^ -                                                     " >
3)  простота и удобство взимания для налогоплательщиков
4)  умеренность
VIII.  Основные виды налогов:
1) по субъекту налогообложения (с физических лиц, с юридических лиц)           - 1                  4
2)  по механизму формирования (прямые и косвенные)
3)  по источникам обложения (налоги с заработанных доходов, с нахо­дящихся в собственности ресурсов)
IX.  Налоговая система в РФ. j
X. Основные направления налоговой реформы в РФ.
Ответ к заданию 16.
I.  Понятие системы права.
II.  Источники права.
III.   Структурные элементы системы права: 1) норма права и ее структура
2)  институты права
3) отрасли права
IV. Деление системы права:                                           ,
1) публичное право (конституционн.ое^уголовное,.административное и т.д.) .     . ,
2)  частное право (гражданское, семейное)
V. Основные принципы системы российского права.
VI. Основные тенденции развития системы российского права.
I:Понятие Конституции РФ.-.
II.  Юридические признаки Конституции Рф как Основного закона. s
III.  Особые свойства Конституции РФ: ^.учредительный характер
2)  особый субъект принятия — многонациональный народ РФ
3)  прямое действие
4)  верховенство по отношению к другим нормативно-правовым актам
5)  особая степень защиты
IV. „Структура Конституции:, ■ 1) преамбула
- 2) основы конституционного строя РФ,                                       , .
3)  права и свободы человека и гражданина
4)  федеративное устройство
5)  Президент РФ
6)  Федеральное Собрание РФ
7)  Правительство РФ
В) судебная власть РФ                    . .
V. Местное самоуправление.
VI. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.-
VII.  Значение Конституции РФ в правовой системе РФ..
Ответ к заданию 18.
I.  Рыночная экономика: понятие, специфические признаки.
II.  Сильные и слабые стороны рынка.
III.  Экономические функции любого государства:
1) бюджетно-налоговая политика
2)  кредитно-денежная политика
3)  социальная политика
IV. Основные концепции государственного регулирования экономики:
1) монетаризм
2)  кейнсианство                                                                    .. , -

3 комментария: